Вагонка из древесины ценится за свои высокие показатели качества и эстетичность внешнего вида. Таким материалом облицовывают не только стены, но и потолки. А благодаря применению специальных влагоотталкивающих пропиток его можно использовать и для наружных работ, где выдвигаются высокие требования устойчивости к разрушительному воздействию окружающей среды.
В первую очередь классифицируют такие изделия по сорту древесины. В основном, для вагонки применяют хвойные породы деревьев, однако их не рекомендуется использовать для отделки помещений с высокой температурой воздуха, например, такими как баня и сауна, поскольку под воздействием горячего воздуха из изделий начинает выделяться природное смолянистое вещество. Вагонку из хвойных пород лучше всего использовать для наружной отделки, поскольку она имеет более плотные стволовые клетки, которые обладают меньшей степенью гигроскопичности, чем лиственные, благодаря чему такие изделия более стойки к низким температурам и не растрескиваются под их воздействием.
Также такие погонажные строительные материалы подразделяют на классы: А, В, С и «Экстра». Наивысшим сортом является вагонка класса «Экстра», в которой не допускается наличие каких либо сторонних вкраплений, смоляных карманов, сучков, неровностей и прочих дефектов. Такая вагонка не требует дальнейшей обработки и используется в интерьере в качестве стеновой и потолочной обшивки. Высший сорт материалов не изготавливают из сердцевины ствола, благодаря чему добиваются высоких показателей износостойкости и долговечности.
Кроме того существует классификация по виду профилей – обычная вагонка и евровагонка. Последний тип изделий получил свое название за счет соблюдения в производстве такого пиломатериала технологических стандартов, которые выполняются согласно европейскому требованию к качеству. Вагонка может иметь плоскую, либо выпуклую наружную сторону и отличается системами крепления паз/шип. По таким критериям различают «блок хаус», «стандарт», «американка», «ландхау» и «софт лайн». Ширина данных изделий может достигать до 150 миллиметров, а длина стандартна для всех погонажных материалов – 6 метров.
Разделяют вагонку еще и по виду дополнительной декоративной обработки. Для получения более насыщенного и слегка темного оттенка используют морилку и лазурь, которые подчеркивают естественный рисунок древесины и облагораживают ее. Также вагонка может быть залакирована, что не только позволяет улучшить ее внешний вид, но и создать барьер, препятствующий механическим повреждениям древесины.